Logo Background RSS

«Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

  • Написал RUS Новости Комментариев нет Comments
    Обновлено: Февраль 1, 2019

    «Биография» Макса Фриша. Что нужно знать о новом спектакле театра «Человек»

    Новый главный режиссер Владимир Скворцов и актеры Анатолий
    Кот и Евгения Крюкова — о том, как работали над постановкой по пьесе
    швейцарского драматурга.

    Последней премьерой 2018 года в театре «Человек» стал
    спектакль «Биография» по одноименной полуфантастической пьесе швейцарского
    писателя и драматурга Макса Фриша. У «Биографии» русские корни — на идею
    создания пьесы о человеке, получившем возможность прожить жизнь заново, Фриша
    натолкнул монолог Вершинина, героя чеховских «Трех сестер», — несчастливого в
    браке военного, встретившего любовь в лице одной из сестер Прозоровых.

    В е р ш и н и н (ходит по сцене). Я часто думаю: что, если
    бы начать жизнь снова, притом сознательно?

    Если бы одна жизнь, которая уже прожита, была, как
    говорится, начерно, другая — начисто!

    Антон Чехов. «Три сестры»

    О чем спектакль

    Профессор этологии Ханнес Кюрман получает уникальную
    возможность — отмотать назад свою жизнь, посмотреть на некоторые события со
    стороны и решить, что бы он хотел в ней поменять. Действительно ли он хочет
    быть профессором? Прав ли был, когда делал предложение своей возлюбленной
    Антуннете? Где кроется ошибка, из-за которой жизнь прошла не так?

    В переписывании биографии Кюрману помогают потусторонние
    силы — безликие фантомы в черных костюмах. Они меняют реальность, предоставляя
    профессору полную свободу действий. Все его идеи они регистрируют в специальной
    книге, не сдерживая колких замечаний по поводу изменений, которые он хочет
    внести в свое прошлое.

    «Эту пьесу я впервые услышал в студенчестве от своего
    педагога Дмитрия Брусникина, который, кстати, тоже работал в этом театре, —
    говорит режиссер Владимир Скворцов. — Я сразу влюбился в “Биографию”. Она
    написана очень простым языком, в то же время в ней есть мистическая
    составляющая — идеальное сочетание, которое всегда мне нравилось».

    Владимир Скворцов, театральный режиссер, заслуженный артист
    России

    За простым языком пьесы скрывается одна из самых тяжелых
    историй в биографии самого Макса Фриша. Подобно главному герою, ему самому
    пришлось переписывать свою «Биографию», едва не стоившую ему карьеры.

    Первый вариант Фриш написал в 1967 году. Его уже знали как
    автора романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн»
    (1964), он был лауреатом премии памяти Шиллера  и считался одним из
    ведущих швейцарских драматургов.

    Премьера «Биографии» в Шаушпильхаусе, самом известном
    немецком драматическом театре Цюриха, была назначена на октябрь 1967 года. Но
    за 10 дней до нее случился скандал. Фриш поссорился с режиссером Рудольфом
    Ноэльте, нещадно вносившим правки в его текст. Он даже пытался судиться с
    режиссером, но проиграл, и в феврале 1968-го «Биография» была представлена
    публике. Там, где у Фриша была надежда, у Ноэльте получилась безысходность.

    Фриш чувствовал себя раздавленным. За 11 следующих лет он не
    написал ни одной пьесы. В 1984-м он создал второй вариант «Биографии» — с
    меньшим числом персонажей и немного другим сюжетом — в надежде, что режиссеры
    не смогут ее слишком вольно интерпретировать. Первую же версию он и вовсе
    запретил показывать на сцене. Постановка театра «Человек» основана на варианте
    1984 года.

    Минимализм и проверенная команда

    Профессор этологии мечется между реальностью и
    альтернативной биографией практически на пустой сцене.

    «Пространство у нас камерное, и оно не позволяет городить
    какие-то вавилоны на сцене. Все достаточно лаконично, я очень люблю
    минимализм», — говорит режиссер.

    Над оформлением сцены работала народный художник России Маша
    Рыбасова, которую сам Скворцов называет художником-легендой. За плечами у нее —
    спектакли Reception и «Мораль пани Дульской» в Театре имени Моссовета, «Любовный
    напиток» в Театре имени Маяковского, работа со многими величайшими режиссерами.
    «Биография» — не первая постановка, которую она делает вместе со Скворцовым. До
    этого, например, была «Старшая сестра» в театре Et Cetera в 2014 году, а в
    2018-м творческий тандем создал еще три спектакля, если не считать«Биографию» —
    это «Трамвай Желание» для Нижнего Тагила, «Пиковая дама» для Норильска
    и «Кроткие» для частного проекта режиссера «СкворцовТеатр».

    За световую партитуру отвечает Сергей Скорнецкий, который в
    2015 году получил «Золотую маску» как лучший художник по свету — за работу в
    постановке «Мера за меру» Театра имени А.С. Пушкина. Режиссер по пластике —
    Константин Мишин, имеющий внушительный опыт работы в зарубежных проектах. Он
    помогал делать спектакли в Германии, Японии, Франции, США. Вместе со Скворцовым
    работал над спектаклем «Орфей» (Et Cetera), а также над «Пиковой дамой» и
    «Кроткими».

    Художником по костюмам стала Любовь Скорнецкая — пожалуй,
    единственный новичок в команде.

    Как работали над постановкой

    Авто задумывал свое произведение как спектакль в спектакле.
    Точнее, репетицию: главный герой пытается смоделировать свою жизнь,
    просматривая детство, юность, взрослая жизнь напоминают сцены будущего
    спектакля или фильма.

    «У Макса Фриша действие происходит на некой репетиционной
    площадке. Но у нас все сложнее: мы перенесли все в загадочное, мистическое
    пространство, может быть, чистилище. Это где-то между жизнью и смертью», —
    говорит Владимир Скворцов.

    Для приглашенного исполнителя главной роли Анатолия Кота
    («Битва за Севастополь», «Домашний арест») участие в спектакле стало не только
    новым опытом, но и возможностью вновь поработать со Скворцовым.

    «Мы с ним познакомились во время работы над спектаклем “Мы,
    нижеподписавшиеся”, который репетировали и показывали в Нижнем Тагиле, —
    вспоминает Кот. — Общий язык мы нашли еще тогда. И я решил, что в дальнейшем
    любое предложение Володи буду рассматривать со знаком “плюс”. И когда я прочел
    “Биографию”, сильно загорелся, а когда узнал, кто мои партнеры, вообще никаких
    вопросов больше не возникало — я точно понял, что хочу принять участие в этой
    постановке».

    Анатолий Кот, актер театра и кино

    Евгения Крюкова («Ключ от спальни», «О любви», «Анна
    Каренина») сыграла роль жены главного героя. Как и ее партнер по сцене, она
    впервые прочитала пьесу Фриша после приглашения режиссера.

    «Когда начинаешь читать произведение, ты вроде бы понимаешь,
    о чем оно. Но потом, во время разбора, открываются такие вещи, которые сразу и
    не замечаешь. Чем глубже погружаешься в историю, тем больше она для тебя
    открывается. Чем больше сил ты на нее тратишь, тем больше она тебе отдает», —
    рассказывает актриса.

    Евгения Крюкова, актриса театра и кино, заслуженная артистка
    России

    Репетиции Крюкова вспоминает с удовольствием — говорит, что
    атмосфера была почти семейной. Режиссер давал артистам возможность предложить
    что-то свое, он рассматривал множественность трактовок той или иной фразы. За
    репетиционный период специально приглашенные для постановки Крюкова и Кот
    успели подружиться с Дмитрием Филипповым, Мурадином Хурановым и Антоном
    Шурцовым, которые входят в состав труппы театра «Человек».

    Ближайшие показы «Биографии» пройдут 8, 9 и 16 февраля.
    Режиссер предупреждает: поначалу каждый показ будет немного отличаться от
    предыдущего.

    «Премьера — это только начало нашего длинного
    интересного пути. Что-то обязательно будет меняться и уточняться, возможно,
    какие-то моменты в пьесе будут обыгрываться нами по-новому», — говорит он.



Оставить комментарий

*